Российский либерал с израильским паспортом В. Шендерович породил сетевую бурю. Не сомневаюсь, что он же ее в скором времени и убьет, как Тарас Бульба – мою детскую любовь к Гоголю. То есть выступит с разъяснениями и упрекнет своих нынешних хулителей за то, что «выдернули из контекста» и «неправильно поняли». Но пока есть о чем поговорить.
Сам по себе родитель бури – фигура не слишком занимательная. Обычный стендапист, шутник – бадхен по-нашему. Евреи в этом ремесле всегда отличались, начиная с Гершеле Острополера (бывали, конечно, и раньше, но с него, как говорят синоптики, «начинается период наблюдений»). Бадхен Шендерович – на непритязательного любителя. Толкает старые анекдоты, рассказывает «случаи из жизни» и шутит про Путина.
Проживает он (предполагаемо и временно) с нами. Нет-нет, речь не идет об алие, хотя ходовой израильский паспорт оприходован бадхеном с понятным энтузиазмом. Речь даже не об «эмиграции». Нынче перемещение в пространстве физических тел шендеровичей и прочих пугачевых именуется красивым словом «релокация».
Помните знаменитое школьное про Гоголя (что-то этот хмырь частенько мне вспоминается – не иначе, к погрому), который «одной ногой стоял в прошлом, а другой приветствовал будущее»? Вот и эти судари и сударки одной ногой тут, а другая уже приветствует будущее возвращение к «нашим ребятам» и в «нашу страну». При этом их «наше» – далеко-далеко не наше.
Вот эту немаловажную деталь и решил – на сей раз без шуток – уточнить бадхен Шендерович в своем недавнем интервью. «Это наша страна и наши ребята, – сказал он, имея в виду РФ и личный состав ее армии. – Да, обманутые, несчастные. Да, иногда убийцы даже. Но они наши, это наша страна».
Украину он намерен поддерживать только «до поворота», то есть до «свержения Путина», а вот потом уже – извини-подвинься. Дальше уже табачок врозь. Почему? Потому, что Украине якобы хочется, чтобы «вся Россия накрылась ржавым тазом», что бадхен расценивает как «всплески нацизма». Нацизма!
Что ж, даже самые остроумные бадхены далеко не всегда были еще и умными, и Шендерович – яркий тому пример. Нужно быть либо особенно брехливым пропагандистом, либо полным дураком, чтобы именовать нацизмом острую неприязнь или даже ненависть к народу агрессивной империи, которая в данный конкретный момент ровняет с землей твои города, убивает твоих детей, насилует твоих женщин и открыто заявляет о намерении уничтожить твою государственность и культуру. Для российского бадхена это «наши ребята», для украинцев – людоеды, и если во втором нет ничего странного, то первое вызывает некоторое удивление.
Давайте, однако, разберем вопрос о предполагаемом «украинском нацизме», дабы внести в обычную путаницу необычную ясность. Для начала – определение понятия. Нацизмом называется социалистическая (то есть стремящаяся к построению «общества социальной справедливости») идеология, основанная на теории расового превосходства и характеризующаяся отрицанием традиционной морали путем замены ее на социальный дарвинизм и ницшеанскую модель «сверхчеловека».
Был ли гитлеризм нацизмом? Безусловно, да.
1) Нацистская РАБОЧАЯ партия строила общество социальной справедливости: с социальным равенством, правами рабочих, заботой о народном здоровье и поощрении рождаемости. 2) Справедливым, с точки зрения нацистов, было отдавать предпочтение «высшей расе» и подчинять ей или уничтожать «низшие». 3) Традиционная мораль, утверждающая ценность ЛЮБОЙ человеческой жизни, была заменена на социальный дарвинизм (выживает сильнейший, а больные и слабые подлежат ликвидации). 4) В качестве нацистского идеала вполне логично был избран ницшеанский «сверхчеловек», не скованный условностями традиционной морали, презирающий смерть и отрицающий Бога (СС – рыцарский орден нацистов).
Есть ли зачатки нацизма в современной России? Безусловно, да. Возьмем детально разработанную (сотни книг и тысячи статей) идеологию того же А.Г. Дугина и его евразийцев.
1) Они ненавидят западный капитализм и глобализацию и откровенно тоскуют по былому советскому социализму, который, с их точки зрения, хорошо согласуется с общинным русским характером. 2) Они твердят об особой цивилизационной роли русского народа, который-де, должен распространять свою империю и культуру на запад и далее на весь мир. 3) Традиционная мораль, утверждающая ценность ЛЮБОЙ человеческой жизни, тоже заменена у Дугина на социальный дарвинизм (что неудивительно, ибо учителя его – те же, что и нацистов: Генон и Эвола). 4) Этот пункт и вовсе деградировал: в качестве дугинского морального образца избраны сейчас уголовник Пригожин, бандит Пушилин и «военкор» Татарский.
Соответствует ли нынешнее украинское общество или какие-либо – пусть даже самые незначительные его структуры – хотя бы одному из вышеупомянутых признаков? Безусловно, нет. Попробуйте вставить хоть что-то в вышеприведенный каркас – не получится.
Вы скажете: а как же Бандера, Мельник и Шухевич? Как же сотрудничавшие с германскими нацистами ОУН (Организация украинских националистов) и УПА (Украинская повстанческая армия)? Отвечу: да, украинские националисты были рьяными союзниками Гитлера, но идейно мало чем соответствовали нацизму. Они совершали зверские массовые убийства – неспроста именно черная униформа их (а также литовских и латвийских) «вспомогательных батальонов» долго ассоциировалась в сознании людей с «формой СС» (хотя в реальности эсэсовская форма была серой, начиная с 1939 года). Они были двуногими зверьми-людоедами, но уж никак не нацистами.
Ненавижу ли я их? О, да! Еще как! Ненавижу смертной, тяжелой ненавистью, сжимающей кулаки. И их, и петлюровцев, и «народных» погромщиков Гражданской войны, и «народных» погромщиков 1905-го, и «народных» погромщиков 1880-ых, и зверей-гайдамаков, и людоедов мясника Хмеля – да сотрутся их имена. Сказать, что их руки по плечи в еврейской крови – значит не сказать ничего: они тонут в ней. Но были ли они нацистами? Нет, ни в коем случае. Они боролись за свою людоедскую независимость – так, как умели. Имеет ли право современная Украина благодарно увековечивать их память? Да, имеет. Имею ли я право говорить, что меня при этом тошнит? Да, имею.
Смогу ли я когда-нибудь относиться с минимальной симпатией к народу, раз за разом топившему в крови моих соплеменников и до сих пор наотрез отказывающемуся взять за это ответственность, публично покаяться и молить о прощении – словом и делом? Нет, не смогу. И дети мои не смогут, и внуки тоже. Может, это случится когда-нибудь потом – лет через сто – да и то лишь при условии, что там не народятся новые Хмельницкие, Гонты и Мельники. Что, кстати, весьма неочевидно, ибо доселе Украина производит их с пугающей регулярностью.
Но вернемся к нашему… – пардон, российскому бадхену, к его жалобам на мифический украинский «нацизм» и к его сантиментам к «нашим ребятам (даже убийцам) и нашей стране (даже империи)». И зададимся тем же самым вопросом, изменив параметры, но оставшись в тех же координатах, где по оси Х отложены зверства людоедов, по оси Y – кровь их жертв, а результирующий график демонстрирует право на ненависть.
Смогут ли когда-нибудь украинцы относиться с минимальной симпатией к народу, который последовательно презирал и попирал их культуру, отрицал саму возможность их независимости, сгноил в Сибири их лучших крестьян, выморил голодом несколько миллионов сельчан, а сегодня сжигает дотла их города, топит в крови их соплеменников и до сих пор – включая своих «либеральных», но по сути столь же имперских бадхенов – наотрез отказывается взять за это ответственность, публично покаяться и молить о прощении – словом и делом? Нет, не смогут. И дети их не смогут, и внуки тоже. Может, это случится когда-нибудь потом – лет через сто – да и то лишь при условии, что не народятся новые Дугины, Путины, Пригожины, Шендеровичи, а также авторы стишков типа «К клеветникам России», «Скифов» и прочего аналогично-имперского дерьма. Что, кстати, весьма неочевидно, ибо доселе Россия производит это дерьмо без натуги и с пугающей регулярностью.
Бейт-Арье,
май 2023