Когда я говорю о конвергенции Сионизма и Традиции, светского и религиозного Израиля, Исраэль хаРишона и Исраэль хаШния, то часто вижу удивленные лица оппонентов.
«Как же так? – недоумевают они. – О какой конвергенции может идти речь, когда налицо всё возрастающая поляризация общества? Посмотри на оскаленные, искаженные ненавистью морды «протестантов» с перекрестка Каплана и с площади Дизенгоф! Это, по-твоему, конвергенция?»
Именно так, друзья – это и есть конвергенция – трудная, болезненная, залитая гноем вскрывающихся нарывов. Но разве кто-то обещал нам, что этот процесс будет осенен пальмовыми ветвями и усыпан розовыми лепестками? Нет ведь, правда? Да и может ли он быть мирным? Давайте рассуждать логически.
Если бы сефарды по-прежнему помалкивали в тряпочку, довольствуясь ролью прислуги у стола, за которым правящая мапайно-ашкеназская клика единолично «решает вопросы», касающиеся облика Страны, ее будущего и ее политики, разве мы наблюдали бы сейчас столь отчаянную борьбу за власть? Конечно, нет. Нынешняя коллизия – прямой результат физического сближения двух полюсов – иначе говоря, конвергенции.
Если бы харедим по-прежнему были замкнуты в Меа Шеарим, Бней-Браке, Цфате и Тверии, разве мы слышали бы граничащие с самым кондовым антисемитизмом выкрики из окопов леволиберального лагеря? Конечно, нет. Конфликт возник и продолжает обостряться именно потому, что харедим начали постепенное продвижение во все области общественной жизни: в политику, в академию, в хайтек, в армию, на сцены и на экраны. Получается, что и эта коллизия – прямой результат физического сближения двух полюсов – иначе говоря, конвергенции.
В каком-либо ином обществе подобное сближение столь антагонистических явлений непременно породило бы гражданскую войну в той или иной форме. Я очень надеюсь, что евреи, с их многовековой традицией компромиссного решения внутриобщинных конфликтов, обойдутся без кровопролития.
Хотя, нельзя отрицать и наличия иных настроений – прежде всего в среде тех, кто не считает себя обязанным следовать вышеупомянутой общинной традиции, больше ориентируясь на т.н. «универсальные ценности», которые как раз подталкивают их носителей к самым саблезубым – большевицким, фашистским, прогрессистским мерам. У меня нет сомнений, что люди типа Эхуда Барака и Шикмы Брехлер (или как ее там?) без колебаний – дай им волю – устроят здесь очередной Сезон и очередную Альталену. Но пока что обществу удается удерживать этих бешеных ротвейлеров на поводке (хотя и без намордника): против преобладающего общего настроения не попрешь, а оно как раз категорически не желает скатываться к гражданской войне.
Итак, конвергенция налицо. Что, по идее, должно очень радовать тех, кто ежедневно (и справедливо) сетует на недостаточное участие харедим в современном израильском социуме. Но вот парадокс – именно эти жалобщики пребывают сегодня в первых рядах борцов с «религиозным засильем»! Именно они протестуют против наметившейся тенденции к появлению «лапсердаков» в офисах технологических компаний, в университетских аудиториях, в поездах и автобусах, на площадях «либеральных» городов.
Дескать, если хотите участвовать, для начала снимите свой условный лапсердак! Дескать, приходить-приходите, но на наших – и только на наших условиях! Потому что «все это – наше!». Потому что «вы здесь чужие!» Забавно, что эта крайняя ксенофобия без проблем сочетается с декларируемой толерантностью по отношению к «другому, не-такому-как-я». По-видимому, эти люди полагают, что желанная конвергенция должна непременно сопровождаться поголовным отрезанием пейсов и массовым переодеванием Бней-Брака в шорты и сандалии кибуцника.
Но так не бывает, друзья. Тот процесс, который видится вам в либеральных (с виду), но ксенофобских (по сути) мечтах – не конвергенция, а насильственное крещение в секуляризм. Вы действительно уверены, что желаете видеть здесь, в еврейской Стране, картины отвратительного насилия, которые сопровождали нашу историю на протяжении двух тысячелетий? Конвергенция может быть только добровольной; ее промежуточные итоги неизбежно будут результатом компромисса с ОБЕИХ сторон.
Как это обычно бывает, компромиссы будут подвергаться уничтожающей критике, сопровождаться протестами и демонстрациями. Обеим сторонам понадобится немалое время и терпение не только для выработки нового статус-кво, но и для привыкания к нему. Выше уже сказано о неизбежных спутниках этого процесса: боли, гное и зубовном скрежете. Тем не менее, конвергенция жизненно необходима столь разношерстному лоскутному одеялу, каким является израильское общество.
Поэтому меня не столько тревожит (хотя и это тоже), сколько радует то, что происходит сейчас на наших глазах. Для меня это – еще одно доказательство неувядаемой жизнеспособности нашего народа, его точной интуиции, и (только не смейтесь!) его мудрости – как целого. Именно народа как целого – что выглядит немыслимым парадоксом, учитывая непробиваемую самоуверенность, зашкаливающую амбициозность, шкурный эгоизм, бескомпромиссный обскурантизм, нелепое высокомерие и непроходимую тупость множества составляющих его отдельных особей.
Но нам ли зацикливаться на парадоксах в преддверии Последней Подписи? Давайте лучше благословим наступающий новый год – новый шаг к вожделенному единству, к вожделенной конвергенции. И пусть каждый продолжает бороться на своем месте за СВОЕ понимание этого единства – сколь бы крайним оно ни казалось другим участникам борьбы. Потому что только так и складывается вышеупомянутое движение вперед НАРОДА КАК ЦЕЛОГО. С новым годом, с новым шагом!
Бейт-Арье,
сентябрь 2023