Начну с автоцитаты – из своей давней статьи. В 1992-ом году мне по чистой случайности прислали приглашение на двухдневный семинар писателей-репатриантов в кибуце Гиват-Хавива. Для меня эта Гиват-Хавива была натуральная Гиват-Халява: я не состоял в писательских союзах и объединениях, не имел писательских корочек, не посещал литературные тусовки (как, впрочем, и сейчас). Я также не строил тогда никаких литературных планов, не стремился завязывать нужных знакомств, собирать информацию об издателях, журналах и спонсорах, и т.д., и т.п. Взять на работе два отгула и поехать на семинар меня заставило чистое любопытство – законное для человека, оказавшегося в новой и очень интересной для него стране.
Нас было примерно сорок – точнее, тридцать девять писателей и как минимум один халявщик (то есть я), но иврит понимали немногие. Наверно, поэтому на встречу с неизвестным мне тогда ивритским писателем пришли не более пяти-шести слушателей. Писатель был седовлас, благороден и говорил, глядя поверх шестиголовой аудитории, как Ланселот поверх дракона. Темой его лекции была даже не литература, а принципы государственного устройства. Тогда-то я впервые и услышал знаменательное словосочетание «государство всех его граждан».
Помню, в тот момент это показалось мне полнейшей банальностью: может ли быть иначе? Ясное дело. Вот государство. Вот его граждане. Вторые принадлежат первому. Первое принадлежит вторым – всем, без остатка. Надо ли посвящать целую лекцию утверждению столь очевидной истины? Но спустя четверть часа я осознал, что цель лектора заключается не столько в утверждении, сколько в отрицании – в отрицании приоритетности прочих принципов, на основе которых (помимо равноправия) строится общность людей, именуемых гражданами того или иного государства. Ведь, как ни крути, этих людей должно объединять и еще кое-что кроме гражданства: например, территория, язык, культура, историческая традиция…
Все это представлялось лектору несущественным по сравнению со священным принципом равноправия – причем, даже не граждан самого государства (ведь естественным правом на выбор любого гражданства располагал, с точки зрения седовласого Ланселота, любой житель Земли) – но граждан всего мира, всего Человечества. После лекции я подошел к писателю и спросил, не думает ли он, что практическая реализация этого принципа – по крайней мере, здесь, на Ближнем Востоке – означает быструю гибель Государства Израиля. Алеф Бет Йегошуа (именно так его звали) неприязненно посмотрел поверх моей головы и ответил фразой, которую я помню до сих пор. «Видишь ли, – сказал он, – есть в жизни принципы, которые важнее государства».
С тех пор это стало для меня лакмусовой бумажкой (которую мне со школьных лет так и тянет назвать фамусовой) для определения человека левых убеждений. Он может исправно платить налоги, ежегодно ходить в милуим, сражаться в войнах и вообще выглядеть образцовым гражданином. Но есть у него «принципы, которые важнее государства»: типа Равенства™, СветлогоБудущего™ и СоциальнойСправедливости™.
Принципы, ради которых он – после некоторых колебаний, а то и вовсе без оных – готов пожертвовать своим государством, страной, нацией. А когда и если эти второстепенные ценности погибнут, он – опечаленный, но в сознании своей высшей правоты – просто уедет в другую часть Человечества, дабы отстаивать там те же Главные принципы, что и на прежнем месте жительства. Потому что он – прогрессивный, передовой, правильный. Ну а я – и миллиарды таких, как я – неправильные, консерваторы, ретрограды, мракобесы, националисты, фамусовы (и так далее, вплоть до «фашистов»).
Долгое время я полагал, что в Израиле «фамусовая бумажка» более-менее соответствует электоральным предпочтениям общества. Кто-то может возразить, что, мол, у местных религиозных тоже есть принципы, которые «главнее» государства. На это я отвечу, что это кажущееся несоответствие, ибо Эрец Исраэль, Сион и Ерушалаим – не просто неотъемлемая часть иудаизма, но краеугольные камни его фундамента. А потому даже антисионистские сатмарские хасиды намного ближе к нормальности, чем избиратели партии МЕРЕЦ. Первые рано или поздно очнутся от своего временного помрачения: залогом тому ежедневно повторяемая клятва верности Городу и Стране. Вторые же потеряны напрочь – если, конечно, не отринут основ своего «прогрессивного» мировоззрения.
Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что в ходе последнего десятилетия в Стране сформировалась новая, довольно большая и сплоченная группа тех, для кого главенствующим принципом, мотивом и смыслом политического бытия является отнюдь не Израиль, не Эрец Исраэль, не Ерушалаим, а нечто совсем-совсем другое. Вернее даже, не нечто, а «некто» – конкретный человек по имени Биньямин Нетаниягу. Судя по тому, что я сегодня читаю в соцсетях и на сайтах, эти «новые левые» вполне могли бы повторить вслед за А.Б. Йегошуа: «есть в жизни принципы, которые важнее государства». Только для них, в отличие от писателя, «Главным» считается не Равенство™, а Нетаниягу™.
Наблюдать эту устрашающую картину поистине тяжело. На наших глазах некогда адекватные люди перерождаются в отвратительную толпу злобного левого быдла. Они уже радуются сожженным полям вокруг Газы. Они призывают на наши головы хамасные ракеты и иранский атом. Они поддерживают своего ублюдочного кумира в решении препятствовать жизненно важным правым инициативам в Кнессете – таким как продление запрета на «воссоединение» арабских семей. Не прошло и двух дней с момента формирования нового правительства, а мерзкая секта хунвэйбиби уже готова принести Израиль в жертву своему бальфурному молоху.
Эй! Очнитесь, пока не поздно! Постарайтесь вспомнить, что в действительности предшествует чему. Откройте свои альбомы со старыми фотографиями – теми, где вы запечатлены на двухсоттысячных демонстрациях против Осло, на сидениях в Кфар-Маймоне и в Офакимском лесу, на массовых протестах против депортаций. За что вы тогда боролись, за что шли под арест? Неужто за Нетаниягу™? Нет ведь, правда? Тогда этим королевским боровом и не пахло – в это самое время он сдавал врагу Хеврон и голосовал за депортацию Гуш-Катифа. В те дни, месяцы, годы вы болели за Страну, за Израиль. Именно Израиль был тогда Самым Главным для вас, для Лены Босиновой, сгоревшей за это в буквальном смысле слова. Как же случилось, что сегодня вы вдруг оказались в лагере тех, для кого даже не «принципы», даже не «телец», а всего лишь чье-то жирное «тельце» – важнее Страны, важнее драгоценного еврейского государства?
Когда пять лет назад я впервые написал, что Биньямин Нетаниягу – несчастье для Израиля, то даже не предполагал, насколько большеобъемной окажется эта печальная формула. Тогда-то я имел в виду «всего лишь» депортации, а также потворство БАГАЦу, бедуинскому беспределу, африканским нелегалам и арабскому сельхозтеррору. Но вышло намного, намного страшнее. Этот человек превратился в несчастье еще и благодаря сотворенной им ядовитой атмосфере вранья и манипуляций. А сейчас вот – еще и ЭТО. Сейчас – еще и «новые левые», секта обезумевших хунвэйбиби. Если этому сумасшествию не будет положен немедленный конец, Государству Израиля грозят очень тяжелые времена. Я не шучу.
Бейт-Арье,
июнь 2021