«Нигде левые не позволяют своей ненависти проявлять себя более явно, чем когда они преследуют евреев, – пишет в эти дни Дов Фишер, профессор права из Южной Калифорнии. – Сначала они приходят за евреями, которые отказываются становиться на колени. Но в конце концов они нападут на Шумеров и Сандерсов так же, как это сделал Сталин, когда дошла очередь до антисемитских еврейских отступников того времени – Троцких, Каменевых и Зиновьевых…»
Эту совершенно точную аналогию можно и нужно усилить, если вспомнить, кто уничтожал еврейское наследие в большевицкой России в 20-х годах прошлого века. Упомянутые Фишером три «еврейских отступника» и их клоны заведомо и демонстративно отказывались от своего еврейства во имя «интернациональной культуры рабочего дви¬жения» и не желали иметь ничего общего со своими бывшими соплеменниками. В их идеологии, мировоззрении, круге друзей, быту, поведении, жизненных планах – то есть во всем, что составляет человеческую личность, не было ни грана иудейского прошлого, иудейской Традиции. Этих крайне немногочисленных отступников-мешумадов неправомерно даже называть евреями – максимум, БЫВШИМИ евреями, наемниками антисемитского по своей сути коммунизма.
Тем отвратительней выглядят попытки современных антисемитов возложить вину за Русскую революцию именно на евреев – абсолютное, подавляющее большинство которых было в принципе враждебно марксизму с его «пролетарской моралью», несовместимой с Божественными заповедями Торы и с его универсальным наднациональным характером, несовместимым с национальными устремлениями сионизма. Что может быть нелепей, чем обвинять миллионы евреев в преступлениях, совершенных горсткой отказавшихся от еврейства, вышедших из еврейства, ненавидевших еврейство отступников?
Но между миллионами традиционных (или сионистски настроенных) евреев Российской империи и сотней-другой порвавших с Традицией и Сионизмом мешумадов был еще один, третий, промежуточный слой: бундовцы, чьим всегдашним лозунгом провозглашалась «культурная еврейская автономия». Этим людям вроде бы никак не подходило обвинение в разрыве с еврейством – ведь они постоянно талдычили о праве своего народа (понимая под этим не русских, не россиян и не универсальный народ планеты Земля, а конкретно евреев) на собственную национальную культуру, язык, литературу, особенности быта и ментальности. Да, они постоянно враждовали с раввинами и цадиками – с одной стороны и с сионистами – с другой, но в конечном счете не подвергали сомнению свое собственное еврейство – пусть секулярное, пусть пролетарское – но еврейство. Да, они яростно нападали на иврит, с которым связывали свои надежды сионисты и на который опиралась религия, но предлагали взамен идиш – тоже отнюдь не чужой народу язык.
Я вспоминаю о них, когда сегодня смотрю на вышеупомянутых Шумера, Сандерса и прочих рам-эмануэлей, которых тут и там еще можно увидеть с ермолкой на голове или в реформистской синагоге. Это о них я недавно спорил с канадским приятелем по следам моей заметки, где выражалось категорическое несогласие с тезисом Михаила Веллера о склонности евреев к левачеству. Левое мировоззрение принципиально несовместимо с еврейской Традицией, – утверждал я, – а посему в корне неверно ассоциировать его с евреями. Хотите привязать его к ВЫХОДЦАМ из евреев, к ассимилянтам, к тем, кто ОТКАЗАЛСЯ от своего еврейства, к враждебным своему бывшему народу мешумадам и выкрестам – пожалуйста, сколько угодно. Но сами евреи – как евреи – тут абсолютно ни при чем.
Ну как же так? – возражал друг. – Я лично знаю многих голосующих за Сандерса евреев, которые отнюдь не чужды иудейским обрядам. Они устраивают сыновьям бар-мицву у Котеля, в Судный день едут в синагогу и зажигают субботние свечи, перед тем как вкусить нежирный свиной эскалоп. Спроси их: «Кто вы?» – ответят: «Джуиш. Джуиш американ». С чего это вдруг ты говоришь, что они не евреи?
И он в чем-то прав. Примкнувшие к американским левакам-прогрессистам Чак Шумер и Рут Гинзбург действительно ПОКА ЕЩЕ евреи – точно такие же, какими были примкнувшие к российским левакам-коммунистам бундовцы Самуил Агурский, Малка Фрумкина, Моше Рафес и Моисей Литваков. Те тоже не отрицали своего еврейства (любили гефилте-фиш) и не отказывались от лозунга «культурной автономии» (издавали газету «Дер Эмес» (Правда) на идише). Специально для них во Всероссийской компартии была создана Еврейская секция (Евсекция), а при Наркомате по делам национальностей – Еврейский комитет (Евком). Правда, комиссаром назначили уже не бундовца, а члена РСДРП с 1904 года большевика Семена Диманштейна, но и тот ведь был евреем и даже некогда получил звание раввина в Любавичской йешиве…
Это они – перечисленные выше мерзавцы вместе с евсеками и евкомами на местах уничтожили великолепное здание еврейской Традиции на территории бывшей Российской империи. Это они – да сотрутся их имена! – растоптали вековую систему начального образования (хедер), арестовали и выслали раввинов, закрыли синагоги, штибли и колели, ликвидировали ивритские издательства и журналы, запретили частные еврейские школы, пересажали застрявших в России членов сионистских кружков, уничтожили налаженный еврейский быт с его многочисленными габаями, даянами, моэлями, шойхетами, бодеками… Вот эти-то ПОКА ЕЩЕ евреи и умертвили в России еврейство – именно они, а не отрекшиеся на сто процентов троцкие и свердловы.
Потом, конечно, пришел и их черед. Евсекцию закрыли в 1930-ом, Семен Диманштейн был расстрелян в 1938-ом. Главред «Дер Эмес» Моисей Литваков умер в тюрьме годом раньше. Моше Рафес и Малка Фрумкина сгнили в ГУЛАГе в 1942 и в 1943 годах соответственно. Самуил Агурский умер в казахстанской ссылке в 1948-ом; его сын Мэлик (Маркс, Энгельс, Ленин и Коминтерн), замыкая круг, эмигрировал в Израиль спустя 27 лет. Их менее заметных соратников постигла та же судьба. Большевицкие соколы, подталкиваемые природной юдофобией широких народных масс, вполне разделяли антисемитский пафос Гитлера. Уничтожение послушных воле партии евсеков стало лишь очередным шагом на не столь длинном пути к убийству Михоэлса, расстрелу членов Еврейского антифашистского комитета и «Делу врачей», к задуманной депортации советских евреев на Дальний Восток и «окончательному решению» еврейского вопроса.
Почему? Да именно потому, что еврейство в принципе несовместимо с левизной. Сегодня, как и век назад, еврей может оставаться собой, лишь ассоциируясь с Традицией или Сионизмом – третьего не дано. Любая альтернатива вышеупомянутому выбору означает либо полное растворение в окружающей, как правило, антисемитской среде (и тогда еврей, доказывая лояльность новым соплеменникам, становится самым отъявленным юдофобом), либо постепенную, поэтапную ассимиляцию, на манер прошлых российских евсеков и нынешних американских Чаков Шумеров (и тогда еврей, вдобавок к отступничеству, еще и подвергает себя нешуточной опасности, как всякий, пытающийся усидеть на двух стульях).
Сравнение современных американских евсеков из J Street и аналогичных организаций левого еврейства Штатов с их российскими предшественниками поражает сходством деталей. Для тех и для других религиозные евреи-хранители Традиции – не более чем средневековые мракобесы, а сионизм и Израиль – средоточие современного фашизма и апартеида. Российские евсеки безропотно сносили антисемитизм большевиков; американские евсеки столь же антисемитской Демократической партии смиренно отворачиваются от синагог, конгрегаций и йешив, разгромленных черными хулиганствующими юдофобами, и дружно проглатывают язык, слыша нацистские высказывания своих исламских партай-геноссе. Российские евсеки довольно быстро превратились в злейших врагов своего народа; американские евсеки вот-вот пройдут точку невозврата на этом позорном пути.
А может быть, она уже пройдена?
Бейт-Арье,
июнь 2020